Народная медицина
Золотые рецепты красоты и здоровья

Тибетская медицина

.

changcheng2В самом сердце огромной Азии в Гималайских горах лежит удивительная страна Тибет. У нее нет никаких природных богатств, кроме высокогорных пастбищ, но ее народ накопил духовные сокровища, которые привлекают к ней людей со всего мира. Одно из этих сокровищ — необычайно цельная система лечения, известная как тибетская медицина. Она сформировалась примерно в VII в. по Р. X. Начало ей положило учение о здоровье человека, возникшее в Индии. Оттуда в Тибет пришла мудрость арийских племен — «Веды», частью которых был свод медицинских знаний «Аюрведа».

На развитие тибетской медицины оказали большое влияние медицины соседних стран — Китая и Ирана. Формирование этой древней науки шло через освоение и синтез теоретических и практических знаний древней восточной культуры и на основе собственного опыта применения местных лекарственных трав.

Чудесный трактат о здоровье и болезни «Чжуд-ши»

До нашего времени дошел знаменитый трактат «Чжуд-ши» — «учебник» тибетской медицины, и произведения комментарии к нему — «Вайдурья-онбо», «Лхантаб» и др. Исследователи указывают на индийский трактат «Аштанга-хридая-самхита» и китайское произведение «Сома-Раджа», которые послужили источниками для «Чжуд- ши». На формирование тибетской системы, возможно, оказало влияние греческая и арабская школы медицины.

Тибетская медицина, как и Аюрведа основана на представлении о трех силах, действующих во всем мироздании и, в частности, регулирующих состояние организма, а позиции китайской медицины об инь-ян соответствуют тибетским понятиям о состояниях холод - тепло.Трактат Чжуд-ши

В «Чжуд-ши» сказано: «Сугаты (некие высшие существа — прим, peg.) и их воплощения ради пользы живых существ рассказывали в Индии, в основном, о лекарственных составах, в Китае о прижигании и очищении сосудов, в стране Дол о кровопускании, в Тибете об исследовании пульса и мочи».

Четырехтомный классический трактат «Чжуд-ши» написан в стихах, автором его является выдающийся тибетский врач и ученый Ютог Йондан-гонпо (1112 — 1203 гг.). Создание «Чжуд-ши» относится ко второй половине XII в. Он получил широкое распространение и признание современников. В последующий период развития тибетской медицины в русле его комментирования появлялись и исчезали различные школы и была создана обширная медицинская литература.

«Чжуд-ши» написан в краткой сжатой форме, очевидно, в расчете на то, что читатели должны быть знакомы с традиционными представлениями науки и врачебной практики той эпохи. Стихотворная форма облегчала заучивание и запоминание текста. Поэтому в последующие годы были созданы различные трактаты-комментарии к «Чжуд-ши», разъясняющие различные его положения. Основным комментарием считается «Вайдурья-онбо», написанный регентом V Далай ламы крупнейшим политическим деятелем и ученым своей эпохи Дэсрид Санчжай-Чжамцо в 1685 г. ко всем четырем томам «Чжуд-ши». Это и критический анализ всей системы тибетской медицины, оценка и обобщение почти тысячелетнего опыта. Автор «Вайдурья-онбо» заказал также комплект цветных иллюстраций из 76 картин к тексту трактата, кото¬рый получил название «Атласа тибетской медицины». В последующие годы Дэсрид Санчжай-Чжамцо написал также другой комментарий «Лхантаб» к третьему тому «Чжуд-ши», посвященный вопросам клиники и терапии заболеваний.

Существует также ряд других менее обширных комментариев, посвященных различным разделам и частным вопросам тибетской медицинской системы.

В «Чжуд-ши» изложены общие положения по каждому разделу медицины: типы конституции людей, правила по сохранению и поддержанию здоровья, причины возникновения заболеваний, принципы классификации болезней, профилактики и лечения, основные правила составления сложных лекарственных прописей, и т. д.

Для практического использования приведенного материала необходимо располагать более детальной информацией по каждому из затронутых вопросов. Такая детальная информация, в частности, фармакологические характеристики растительного лекарственного сырья, сведения о дозировках отдельных компонентов в сложных составах, технологические параметры приготовления лекарственных составов и др., излагаются в соответствующих руководствах, посвященных этим вопросам.

Тибетская медицинская система распространялась по другим странам вместе с буддизмом. В Россию тибетская медицина «пришла» в XIX в. и была распространена в Бурятии, Туве и Калмыкии. В начале XX века в Санкт-Петербурге П. А. Бадмаев организовал кабинет по приему больных и аптеку, обеспечивавшую их лекарственными средствами, приготовленными по тибетским рецептам из привозных с Тибета трав. В настоящее время литература по тибетской медицине, хранящаяся в библиотеках научных центров и буддийских храмов-дацанов, по большей части не изучена. Поэтому значение некоторых понятий пока не известно, равно как и не определены некоторые травы и лекарственные средства. В цитатах из «Джуд-ши» мы приводим их тибетское название.


Популярные новости